Александр Шимановский: «Если мы хотим жить по-европейски, то должны соответствовать европейским правилам»
О жизни во время кризиса, новых проектах и переходе Украины на Еврокоды рассказал Александр Шимановский, генеральный директор Украинского института стальных конструкций им. В. Н. Шимановского.
Как Вы можете охарактеризовать сложившуюся сегодня ситуацию на рынке проектных услуг?
Стоит начать с того, что мировой финансовый кризис по Украине ударил значительно сильнее, чем по другим странам. В результате, с сентября 2008 до конца 2013 объемы строительства в Украине снизились примерно на 75%. Причем, жилищное строительство демонстрирует меньшие темпы падения, а спрос в промышленном сегменте практически снизился до нуля. В 2012-2013 годы в Украине практически не проектировались и не строились, за редким исключением, новые промышленные мощности. Только в 2016 году по данным Госстата за январь-июль строительная отрасль показала небольшой рост в 11%, что является мизером, не позволяющим украинским строительным компаниями, особенно занимающимся промышленным проектированием, выйти из «режима выживания».
Как Институту удается выжить в сложившихся условиях?
Вот уже несколько лет наш Институт не получает новых заказов на проектирование промышленных объектов. Все усилия инвестора направлены на поддержание в эксплуатационном состоянии существующих промышленных сооружений. Поэтому сегодня мы занимаемся, в основном, обследованием промышленных объектов и даем рекомендации по усилению, обновлению и поддержанию работающих мощностей.
Стоит ли ожидать роста строительного рынка в 2017 году?
Думаю, стоит. Дно ямы Украина прошла в 2014-15 годы. Далее, к сожалению, темпы роста будут замедляться, но в абсолютных цифрах объем рынка будет значительным.
Какие крупные объекты имеются в портфеле Института сегодня?
Наиболее значимые – это цех по производству окатышей №2 (ЦПО-2) Северного горно-обогатительного комбината (г. Кривой Рог). Мы занимаемся обследованием и разработкой рекомендаций по усилению металлоконструкций, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. От комбината также есть запрос на проведение аналогичной работы в ЦПО-1.
Институт проектирует здания для различных торгово-развлекательных центров и торговых точек сети Эпицентр.
В отдельное направление нашей деятельности стоит отнести высотные сооружения для сотовой связи, которые сегодня строятся в достаточно большом количестве. Институт занимается проектированием как новых опор, так и обследованием действующих. А в середине сентября мы получили предложение обследовать Киевскую телебашню, которую Институт проектировал еще в 60-х годах прошлого столетия.
Какое конкурентное преимущество Института перед другими игроками рынка проектных услуг?
Мы имеем значительный опыт работы в Украине и в странах бывшего Союза. За 72 года сотрудниками Института выполнено около 35 тыс. проектов различной сложности.
Институт является базовой организацией Минрегиона Украины, что играет немаловажную роль, когда речь идет о проектировании крупных и достаточно сложных объектов. К примеру, на днях к нам поступило два предложения на обследование Международного выставочного центра – место проведения конкурса Евровидение 2017 и НСК Олимпийский – место проведения финального матча Лиги чемпионов 2017-2018.
Поскольку Институт выполнял адаптацию европейских стандартов в области металлостроительства в Украине, наши специалисты хорошо знакомы с Еврокодами. Думаю, именно этот фактор сыграл свою роль, когда Институт пригласили адаптировать к украинским нормам чертежи французской компании NOVARKA для возведения защитного покрытия 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС.
Работаете ли Вы на зарубежные рынки? Интересен ли европейский рынок проектных услуг?
Работаем, но в небольших объемах. Институт постоянно ищет выходы заграницу и, конечно, европейский рынок интересен для нас. Однако выйти в Европу достаточно сложно из-за плотности рынка и серьезной конкуренции. Мы ищем контакты в бывших республиках Союза – Казахстан, Грузия, Молдова. За последнее время в этих странах мы имели заказы на проектирование объектов. Контакты с Россией практически прекращены.
В вопросах проектирования стальных конструкций опыт каких стран, по Вашему мнению, является наиболее прогрессивным?
Каждая страна нарабатывает какие-то новые конструктивные и технологические решения применительно к тем условиям, в которых они эксплуатируются. К примеру, значительная доля жилищного строительства в Великобритании ведется с применением металлоконструкций, а в Японии этот показатель достигает практически 100%, что объясняется сложными сейсмическими условиями в этих странах.
Украина имеет прогрессивный опыт применения стали в строительстве. Наши конструктивные решения и проектные расчеты находятся на одном уровне с наработками проектировщиков из развитых стран мира, а в некоторых аспектах украинские разработки даже лучше, поэтому другие страны могут перенимать наш опыт.
Ведет ли Институт разработку новых типов металлоконструкций сегодня?
Расскажу в сравнении с советским опытом. В Союзе разработка новых типов стальных конструкций была очень регламентирована. То есть, реализовывалось значительное количество типовых проектов, а для разработки каждого нового типового проекта требовалась разработка и новых типов металлоконструкций.
Сегодня же для каждого объекта применяются какие-то свои нюансы, новшества и подходы, как в расчете, так и в проектировании. Индивидуальные конструктивные решения применяются к каждому отдельному объекту. К примеру, взять условно стандартные магазины торговой сети Эпицентр, которые с виду типичные, однако в каждом из них есть свои конструктивные особенности.
В Украине уже два года действуют Еврокоды, в имплементации которых Институт принимал участие. Расскажите, с какими трудностями сталкивались в процессе их разработки?
Каких-то особых трудностей в адаптации Еврокодов в Украине не было. Были технические рабочие моменты, например, подбор соответствующих терминов и аналогов, которые по своему наполнению должны полностью соответствовать английским терминам.
По структуре Еврокоды состоят из двух групп документов. Первая – непосредственно сами Еврокоды (их всего 58), а вторая – национальные приложения, учитывающие технические нормы и особенности каждой страны. Основная работа была связана с правильным изложением существующих условий в Украине применительно к тем требованиям, которые в этих Еврокодах прописаны.
Есть ли трудности перехода Украины на Еврокоды?
Переход на Еврокоды достаточно прост. По сути, это те же ДБНы, учитывающие ряд дополнительных моментов, только используемые в Европе.
Хочется отметить, что за последнее время в Украине наблюдается большой прогресс в имплементации евронорм и стандартов. Украина продемонстрировала серьезное намерение вступить в европейское сообщество и работа в этом направлении постоянно идет. Если мы хотим жить по-европейски, то должны соответствовать европейским правилам, а использование Еврокодов – это только одно из небольших составляющих этого соответствия.
Источник и фото: Укринский Центр Стального Строительства