Особенности ведения строительного бизнеса в современной Украине: исповедь застройщика
Строительная отрасль – локомотив экономики, это знают даже школьники. Но вряд ли кто-то вспомнит, что мы, каждый из нас, ключевые узлы в моторе этого локомотива. Выходит из строя один из них – начинает буксовать вся система. А в последний год «выходить из строя» стали как-то слишком часто, и система постоянно дает сбой.
Строители сейчас выживают не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Нам ставят палки в колеса везде. Начать хотя бы с малого, со стройплощадки. Каждая из них – это минное поле. И неважно, мелкий ты застройщик, с повадками спекулянта и афериста, или крупный, титулованный и именитый – пощады нет никому.
Вокруг любой площадки и в любой момент могут собраться спортивного вида ребята в капюшонах и масках и заявить, что они – «возмущенная общественность», а потому стройплощадки тут быть не должно. Вывози технику, круши ростверк! И плевать они хотели, что у нас есть все разрешения и согласования. «Вам их давали за взятки предыдущие уроды из власти!» – убийственный аргумент, который звучит постоянно. Никто, конечно, не видел, кто кому и за какую взятку давал это разрешение, но все уверены – только за взятку.
Украинцы продолжают покупать жилье в арестованных объектах Войцеховского
Но все, что строится сегодня, строится на землях, полученных пять-семь-десять лет назад – как раз при царствовании тех самых «уродов». И всегда можно сказать: «Ваши разрешения нелегитимны – вы их купили». И значит, любая стройка может быть названа проблемной, после чего она будет заморожена, выброшена из «зеленого списка» правильных строек и отнесена в список красных – тех, которые нужно прекратить как можно скорее. А это уже клеймо. И защититься ты не можешь – тебе не верят изначально. Точка.
Стройплощадка сегодня – это полигон, на котором обкатывают свои «тяжелые орудия» конкуренты, положившие глаз на твой участок или бизнес, политические силы, стремительно теряющие очки, бандитские формирования, восставшие из пепла лихих 90-х. От того, сумеешь ли ты выдержать, выстоять и не отдать этот полигон врагу, зависит, будешь ли ты завтра еще работать на этом рынке.
Если сдашься, велик шанс, что пойдешь ко дну. Ведь рынок сегодня держит на своем скромном «прикорме» простой украинец, который по-прежнему в поисках жилья. Больше половины всех инвестиций в отрасль жилой первички – деньги людей. А они напуганы скандалами и разборками вокруг площадок и непорядочных компаний, которые строят Бог знает что и неведомо где.
Они каждый день видят, как новостройки, вчера активно возводящиеся и продающиеся, сегодня стоят в параличе, а то и вовсе – их начинают демонтировать. И если ты уступаешь в поединке на своей стройплощадке, люди к тебе завтра уже не пойдут. Им просто страшно давать тебе деньги. Они тебе больше никогда не поверят. И не только тебе – они могут уже ни к кому не пойти.
Квартирная лихорадка: на оккупированном Донбассе массово скупают жилье
Казалось бы, за чем дело стало? Наведем прядок на рынке, оставим только честных и будут нам верить, а мы будем строить. Так-то оно так, только кто выживет, кто останется после этого наведения порядка? Тот, кто и впрямь честный? Или тот, кто строит свой бизнес на вязком фундаменте «высоких» связей и на внешней поддержке? Это большой вопрос.
Справедливости ради должен сказать: глобальной и конструктивной поддержки власти сегодня отрасль не ощущает. Это видно даже по тому, насколько сократились бюджетные ассигнования в отрасль в нынешнем году. И это при том, что строительство по итогам 2015-го уже показало серьезную отрицательную динамику. И при том, что четверть страны стоит в руинах и строить-то надо.
На этом апокалиптичном фоне власть пристально следит за каждым из нас. Я бы сказал, очень уж пристально. Недавно кто-то из коллег кинул ссылку на пост в фейсбуке – якобы генпрокуратура обещает посадить с десяток ведущих девелоперов. Не знаю, обещали ли такое в генпрокуратуре, но застройщики почему-то верят в столь нерадужные перспективы. Потому как ничего хорошего, увы, не ждут.
У нас, застройщиков, к чиновникам и контролирующим органам одна единственная просьба: лишь бы не мешали. Но у них не получается ее выполнить.
В каких регионах Украины самое дешевое строительство жилья
Сегодня начинать строительный бизнес – это входить в клетку с тиграми, на это мало кто решится. Я начинал давно, поэтому продолжаю – тут уж хочешь-не хочешь. Тяни, раз ввязался. В этом году у меня заканчивается строительство трех объектов – честно, не знаю, как буду их сдавать. Все делал правильно, строил правильно, но это не гарантия благополучного финала.
Ощущение, как перед экзаменом с озверевшим учителем. Вроде бы все знаешь, все выучил и учел, но тебя всегда можно на чем-то подловить и начать валить. Ты – как шкодливый школяр в сознании общества и власти. Ты – изначально неправ, я уже об этом говорил.
Начиная каждый новый проект, никогда не знаю, завершу ли его. Не потому, что хочу кого-то обмануть, наворовать денег, откупиться и сбежать. А потому, что завтра вокруг моей площадки могут собраться титушки, а послезавтра появится какой-то новый закон, который (как все десять законов о паевом участии) будет обдирать меня как липку тройным, пятерным и еще каким угодно налогом.
И стройка будет мне выходить уже не то, что с многократной прибылью – ниже красной линии рентабельности. Конечно, разденусь до трусов, продам свою квартиру, но объект закончу, да, хочется верить. Я ведь человек дела и твердого слова.
Хочется верить, что до этого не дойдет. Хочется верить, что до такого не дойдет ни у кого из моих коллег. И мы будем строить на этом рынке добротное и качественное жилье, за которое не стыдно. И люди будут его ждать, и покупать, и благодарить нас. И у нас появятся новые светлые красивые кварталы, и мы будем гордиться своим городом.
Источник: ABCnews